- Костромской традиционный костюм
- Костромской традиционный костюм
- Костромской традиционный костюм
- Крестьянский или народный костюм принято называть «традиционным»
- Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами
- Костюм дополняли иногда передник и пояс, коротены или душегреи
- Голову покрывали платком
- Для будничных костюмов широко использовалась ткань домашнего
- Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский
- Детский костюм был одинаковым для мальчиков и девочек до 7 лет, его
- Костромской историко – архивный музей – заповедник
- Костюм новобрачной города Галича-Костромского ( белая кисейная рубашка
- Праздничный костюм невесты города Костромы
- Галичский кокошник, шитый серебром и жемчугом, с жемчужной (бисерной)
- Белый галичский кисейный платок, шитый золотом
- Сарафан и шугай костромской крестьянки
- Костюм горожанки северных городов России (белая рубашка, сарафан и
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » КОСТРОМСКОЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Что такое «традиционный» костюм? Одежда костромских крестьянок Мужской костюм Детский костюм Путешествие в Костромской.» — Транскрипт:
- Методическая разработка урока «Особенности русского женского костюма Костромской губернии»
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.» — Транскрипт:
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА РУССКОГО НАРОДА История костромского льна и русского народного костюма.» — Транскрипт:
Костромской традиционный костюм
Костромской традиционный костюм
Костромской традиционный костюм
Что такое «традиционный» костюм?
Одежда костромских крестьянок
Путешествие в Костромской историко-архивный музей-заповедник
Автор: учитель русского языка и литературы Голубева А.А.
Крестьянский или народный костюм принято называть «традиционным»
Одежду в крестьянской семье всегда делали женщины. Они шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем красивее были на них узоры.
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами
Костюм дополняли иногда передник и пояс, коротены или душегреи
(недлинная одежда наподобие пелерины на лямках)
Голову покрывали платком
Девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник.
Для будничных костюмов широко использовалась ткань домашнего
изготовления – однотонная, в полоску, пестрядь Праздничный костюм дополняли сережки, низанные из жемчуга, украшения в косу, расшитые золото-серебряной нитью, перламутром.
Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский
В его составе неизменно присутствовали рубаха, порты или штаны, пояс, а также головной убор, верхняя одежда. Поясок дарила невеста. Обовьётся он вокруг тела жениха, сохранит его тепло, защитит от злого человека, считали люди.
Детский костюм был одинаковым для мальчиков и девочек до 7 лет, его
Костромской историко – архивный музей – заповедник
Костюм невесты г.Костромы (белая рубашка, темно – сиреневый атласный сарафан, шитый золотом «полушугай», девичья повязка с жемчужной обнизью).
Костюм новобрачной города Галича-Костромского ( белая кисейная рубашка
с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галичский кокошник и кисейный, шитый золотом платок) Первая половина XIX века.
Праздничный костюм невесты города Костромы
Вторая половина XIX века.
Галичский кокошник, шитый серебром и жемчугом, с жемчужной (бисерной)
ниткой, белый кисейный платок, шитый золотом – головной убор невесты
Белый галичский кисейный платок, шитый золотом
Сарафан и шугай костромской крестьянки
Костюм горожанки северных городов России (белая рубашка, сарафан и
шитый золотом полушугай, бархатный кокошник, шитый золотом)
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемkoipkro.kostroma.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » КОСТРОМСКОЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Что такое «традиционный» костюм? Одежда костромских крестьянок Мужской костюм Детский костюм Путешествие в Костромской.» — Транскрипт:
1 КОСТРОМСКОЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Что такое «традиционный» костюм? Одежда костромских крестьянок Мужской костюм Детский костюм Путешествие в Костромской историко-архивный музей-заповедник Автор: учитель русского языка и литературы Голубева А.А. Кострома 2012
2 Крестьянский или народный костюм принято называть «традиционным». Одежду в крестьянской семье всегда делали женщины. Они шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем красивее были на них узоры.
4 Костюм дополняли иногда передник и пояс, коротены или душегреи (недлинная одежда наподобие пелерины на лямках)
5 Голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник.
Детские карнавальные костюмы в Киеве
Детские карнавальные костюмы в Киеве вы сможете купить для вашего ребёнка в нашем интернет-магазине.
6 Для будничных костюмов широко использовалась ткань домашнего изготовления – однотонная, в полоску, пестрядь Праздничный костюм дополняли сережки, низанные из жемчуга, украшения в косу, расшитые золото- серебряной нитью, перламутром.
7 Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. В его составе неизменно присутствовали рубаха, порты или штаны, пояс, а также головной убор, верхняя одежда. Поясок дарила невеста. Обовьётся он вокруг тела жениха, сохранит его тепло, защитит от злого человека, считали люди.
9 Костромской историко – архивный музей – заповедник Костюм невесты г.Костромы (белая рубашка, темно – сиреневый атласный сарафан, шитый золотом «полушугай», девичья повязка с жемчужной обнизью).
10 Костюм новобрачной города Галича- Костромского ( белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галичский кокошник и кисейный, шитый золотом платок) Первая половина XIX века.
11 Праздничный костюм невесты города Костромы. Вторая половина XIX века.
12 Галичский кокошник, шитый серебром и жемчугом, с жемчужной (бисерной) ниткой, белый кисейный платок, шитый золотом – головной убор невесты
13 Белый галичский кисейный платок, шитый золотом. Вид сзади.
14 Сарафан и шугай костромской крестьянки
15 Костюм горожанки северных городов России (белая рубашка, сарафан и шитый золотом полушугай, бархатный кокошник, шитый золотом)
Методическая разработка урока «Особенности русского женского костюма Костромской губернии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Методическая разработка урока
по внеурочной деятельности
«Особенности русского женского костюма Костромской губернии»
Выполнила: Лопухина Т.Г.
МБОУ города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа №30»
С ростом национального самосознания, проявляется интерес к различным сторонам традиционной культуры, в том числе и к одежде. Творческое занятие направлено на улучшение нравственной атмосферы, развитие духовной культуры учащихся, способствует становлению личности, помогает формированию твердой гражданской позиции, устойчивого самосознания у подрастающего поколения. У обучающихся должно формироваться чувство любви и уважения к своему Отечеству, к родному краю. Необходимо воспитать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, приобщать к культуре народа своей страны, её обычаям и традициям, заложенными ещё нашими предками. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает учащихся, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре, знанию истории своей страны, истории Костромской губернии.
Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний момент многие традиции и обычаи нашего русского народа неоправданно забыты. Западная культура оказывает большое влияние на развитие сегодняшней России. В настоящее время современные дети не знают исконно-русских корней многих ремёсел, слов, обычаев, традиций. Тематика народного костюма была всегда интересна, ведь в нем заложена сама мудрость нашего народа. Костюм и его элементы могут рассказать, чем и как жили наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень увлекательно!
Практическая значимость занятия заключается в умении управлять своей познавательной деятельностью, умение организовывать учебную совместную деятельность в группах. В усвоении полученных знаний р азработать и создать куклу оберег с элементами женского костюма Костромской губернии.
Таким образом, актуальной в процессе обучения молодежи является задача внедрения новой практики формирования современной личности в духе толерантности, в духе гуманистического отношения друг к другу.
Цель урока: сформировать представление о национальном женском костюме, как неотъемлемой части культуры народа Костромской области, создать условия для развития познавательной и поисковой деятельности учащихся.
— дать информацию по истории русского национального костюма Костромского края, элементов русской одежды;
— р азработать и создать куклу оберег с элементами женского костюма Костромской губернии, состоящего из сарафана, кафтана, головного убора на практических работах.
— воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
развитие эстетического и художественного вкуса и интереса к русской народной культуре. через рассказ учителя, мультимедийную презентацию по теме, практическую деятельность учащихся по созданию куклы оберега с элементами женского костюма Костромской губернии
В познавательной сфере:
— давать определение изученных понятий: костюм, сарафан, кокошник, душегрея,
— описывать элементы народного костюма;
В ценностно-ориентационной сфере:
— анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;
— Знание народных традиций;
— Чувство уважения к русской культуре;
— Умение управлять своей познавательной деятельностью.
— Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
— Прогнозировать ситуацию будущих событий.
— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
— Устанавливать причинно-следственные связи.
— Давать определения понятиям.
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группах;
— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, коллективная.
Тип урока : комбинированный.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная (коллективная работа).
Формы работы: учащихся групповая, фронтальная
Здоровьесберегающие технологии : релаксация, музыкотерапия.
Оборудование и материалы:
2.Компьютер, проектор, доска;
3. Иллюстрации с изображением русского народного костюма
4. Куклы в русской народной одежде.
5.Кусочки тканей, тесьма, кружево, фурнитура
6.Инструменты и приспособления: ножницы, клей
2.Самоопределение к деятельности
3.Актуализация опорных знаний и умений
4.Постановка учебной проблемы. Планирование действий
5.Открытие новых знаний
6.Применение новых знаний
7.Закрепление новых знаний. Выполнение практической работы
8.Рефлексия учебной деятельности
9.Контроль и коррекция
-формирование умения согласовывать свои действия с коллективом
-формирование умений делать выбор, решать поставленную задачу
-научить применять изученные нормы поведения при работе в коллективе
-научить сотрудничать при подготовке общего дела
-показать возможности творческой деятельности на практике
Виды работы, формы, методы, приемы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать и полученные знания применять в своей работе. Хочется, чтобы у вас было хорошее настроение во время урока. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы и возможности.
Дети настраиваются на урок, улыбаются друг другу.
— активное слушание учителя ;
2.Самоопределение к деятельности
Вид работы коллективный.
Звучит мотив русской песни.
Как вы думаете, о чем дальше пойдет наш разговор?
Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?
Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности
регулятивные:-контролируют правильность ответов учащихся.
-адекватное восприятие оценки учителя.
взаимодействуют с учителем во время опроса.
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
3. Актуализация опорных знаний и умений.
Вид работы коллективный.
Развитие народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой и языческими верованиями.
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей
Женский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях.
Попробуйте назвать, костюмы каких народов изображены на слайдах?
Ответы (Армения, Турция, Украина)
Ответы (Донская казачка, Япония, Турция)
Вы правильно назвали страны, костюмы, которых были представлены на слайдах. А что помогло вам дать правильные ответы?
Свободное рассуждение детей
— рассматривают слайды, делают вывод
Возможные варианты ответов:
Цветовая гамма, характерные виды украшений, знание истории костюма и т.д. и т.п.
активизация имевшихся ранее знаний ;
— активное погружение в тему ;
3.Постановка учебной проблемы.
Вид работы коллективный.
Сегодня мы выясним, как одевались наши предки, чем отличались комплекты одежды.
Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?
— Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Вы сегодня познакомитесь с
из каких элементов состоит народный костюм
рассмотрите репродукции картин
и выполните куклу с элеиентами одежды Костромского
На практической работе должны создать куклу оберег с элементами женского костюма Костромской губернии, состоящего из сарафана, кафтана, головного убора
-эмоционально отклик аться на предлагаемый материал.
-переживать эмоции, вызванные образами.
аргументация своего мнения
Открытие новых знаний
Вид работы коллективный.
Костюм – один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары. Приложение 1
Но значение было общим, украшение костюма и защита человека от злых сил. Вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с понёвой.
В каждой губернии (области): Московской, Смоленской, Вологодской, Саратовской, Нижегородской, Тульской были свои традиции, праздники, костюмы. Посмотрев, как одет человек, можно было определить из какой он губернии. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли.
В Костромском уезде был распространен сарафан, являющийся одним из старинных видов косоклинных сарафанов. Его шили из плотной ткани ярких расцветок с крупным цветочным рисунком. Такой сарафан дополнительно украшался золотой или серебряной позументной лентой или бахромой, которая нашивалась на подол сарафана.
Еще одной деталью крестьянского костюма Костромской губернии была душегрейка или коротена, которая надевалась поверх сарафана. Они были разные: парчовые на подкладке, утепленные, были и с длинным рукавом. Люди побогаче вышивали их золотом и вешали сзади бант. Обязательной частью костюма был головной убор Женский костюм не мыслим без головного убора. Существовало большое разнообразие платков, повседневных и праздничных, кроме них были такие головные уборы как повойник, кокошник, сорока, и др.
Одной из отличительных черт костюма в Костромской Губернии была пришитая яркая полоса ткани по низу подола сарафана. Она присутствует как на праздничном, так и на повседневном наряде. На праздничном сарафане ее расшивали бисером, тесьмой, кружевами.
Воссоздав женский костюм Костромской губернии, можно возродить народные традиции, нашу культуру, привить любовь и уважение к своим истокам. (Приложение 4)
рассматривают картины с изображением русской народной одежды.
— уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию ;
Применение новых знаний
Вид работы коллективный.
Слушают информацию. Анализируют ее. Строят рассуждения.
Овладевают практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. Анализируют свою творческую деятельность.
Воплощают в практической работе.
Вот вы и узнали какой была женская национальная одежда Костромской губернии. А теперь вам предстоит выполнить куклу оберег в женском национальном русском костюме Костромской губернии. У всех на столах есть заготовки деталей ткани, нитки, инструмент и приспособления. Работать вы будите по группам. Каждая группа будет выполнять задание в разной манере исполнения, используя разную цветовую гамму в одежде
Ученицы первой группы выполняют куклу оберег с головным убором – кокошник, как необходимым элементом костюма.
Мастерицы на Руси ткали, пряли, вышивали под мелодичные звуки русских народных песен, так и вы буллите работать под музыку.
(Включаем подборку из русских народных песен.)
Дети выполняют задание в группах
Учащимся выдаётся сантиметровая лента, карточка с изображением костюма и несколько шаблонов – деталей одежды разного цвета.
Работают в парах, подбирают варианты костюма.
— развитие умения получать информацию и строить рассуждения в устной форме
— развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
— слушать и понимать речь других ;
— уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию ;
Закрепление новых знаний
Вид работы коллективный
Овладевают логическими действиями.
Осваивают начальные формы познавательной рефлексии.
личностные: оценивают результаты своей деятельности
Подвести детей раскрытию определения
Работа учащихся над рисунком
Рефлексия учебной деятельности.
Вид работы коллективный.
Попробуем оценить свою работу самостоятельно.
-Какую цель ставили в начале урока? Справились ли мы с поставленной целью?
-Что нового вы узнали о женской одежды Костромской губернии?
Какие традиции и элементы обряда запомнились?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Что вызвало затруднения? Почему?
-Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Самооценка. Просмотр творческих работ .
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы
— владеть опытом обобщения по теме урока ;
Контроль и коррекция
Самооценка. Просмотр творческих работ.
Оценивание ответов обучающихся и их творчества
1. « Куклы в народных костюмах». Выпуск №2 2012 г. Издательство ООО «Де Агостини», Россия
2.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
3. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002г.
4.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
5.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.
6.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
7.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
8.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
9.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
10. Русский народный костюм. Издательство “Мозаика- синтез”, М.,2006г.
11.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемkoipkro.kostroma.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.» — Транскрипт:
1 Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ
2 Элементы русского народного костюма Русский народный костюм Рубаха – основная часть женской одежды, была нательной и выходной. Сарафан – поверх рубахи носили сарафан. Головной убор – девичий (лента) и женский (кокошник). Пояса – обязательный элемент костюма.
3 Основная часть русского народного костюма Рубаха – основа женского костюма, могла быть нательной и верхней, на которую надевался сарафан. Рубаха Основные части рубахи – стан и рукава. Типы женских рубах Костромской губернии – цельная и составная. Стан цельной рубахи шили из одного куска ткани. Составная рубаха дробилась на две части – верхнюю с рукавами и нижнюю – подол («подстава»). Ее шили из двух отдельных и разных по качеству кусков ткани. Немаловажная деталь рубахи – рукав. В будничных рубахах он был широк, длиной за локоть. В праздничных рубахах рукава шили широкими, пышными, длинными. У таких рукавов на плече и у запястья делали сборку. Сборка была простой или декоративной.
4 Неотъемлемая часть костюма Сарафан надевался поверх рубахи. Слово сарафан переводится «одетый с головы до пят», считается иранского происхождения. Сарафан «Глухой» сарафан с целым, неразрезанным полотнищем впереди, широкими плечами, небольшим вырезом для головы и рук. Косоклинный тип сарафана, распашной с двумя передними полотнищами с пуговицами впереди. «Круглый» прямой сарафан, очень широкий из 5 – 7 полос ткани.
5 Важная деталь костюма Головной убор нес на себе задачу оберегового характера от разного рода зла. Головной убор Головной убор служил ярким определителем отличия девушки от женщины. Девушки не закрывали так тщательно волосы головным убором, как это делала замужняя женщина. Основным видом девичьего головного убора была лента. Ленты шились из ткани, использовалась парча, шелк, бархат. Виды головных уборов: кичкообразные, кокошники, повойники. Кичкообразные – мягкие шапочки носили пожилые женщины, повойники – неглубокий мягкий убор. Виды кокошников: островерхие и в форме полумесяца с «рогами».
6 Необходимый элемент костюма Пояса плели, вязали и ткали из цветной шерстяной, бумажной, шелковой нити, длиной 100 – 300 см, шириной от полутора до семи см, с геометрическими узорами – ромбами, елочками, зигзагами. Пояса На концах делались кисти или грушевидные твердые привески, обвязанные нитками. Крестьяне подпоясывали рубахи, сарафаны, юбки. Раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его. С поясом связывался ряд обрядов. В Костромской губернии для подпоясывания сарафанов употреблялись пояски – «тесемочки», тканные на «картах».
8 Рубаха – основная часть одежды Рубаха – праздничная. Сшита из белой ткани «бязь». Ворот и низ рукавов оформлен пышной сборкой. Рукава широкие, вышиты белым тамбуром. Символика –ветка дерева с цветами. Далее
12 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ Русский народный костюм – объект материальной и духовной культуры. Костюм – символ полового, возрастного, функционального, регионального различия. В народной одежде XVII – XX веков сохранились традиционные черты древнерусского костюма – широкий, длиннополый, многослойный, состоящим из нескольких одежд.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТимур Михайлов
Похожие презентации
Презентация на тему: » ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА РУССКОГО НАРОДА История костромского льна и русского народного костюма.» — Транскрипт:
1 ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА РУССКОГО НАРОДА История костромского льна и русского народного костюма
2 Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д.С. Лихачев
3 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КОСТРОМЫ. МУЗЕЙ ЛЬНА И БЕРЕСТЫ
4 СЕМЕНА ЛЬНА – ВСЕМУ ГОЛОВА
6 ЛЕН – СЕВЕРНЫЙ ШЕЛК КОСТРОМЫ Лен – однолетнее травянистое растение Выращивается в костромской области Из растения льна получают лубяные волокна
8 ПОЛУЧЕНИЕ ПРЯЖИ ИЗ ЛЬНА
9 ПРЕДМЕТЫ БЫТА ДЕРЕВЕНСКОЙ ИЗБЫ
11 УНИКАЛЬНЫЕ ЛЬНЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
12 КОСТРОМСКАЯ ЛЬНЯНАЯ МАНУФАКТУРА Большая Костромская льняная мануфактура в начале 20 в. была самым крупным предприятием льняной промышленности в мире веретён, работников.
14 ПРОДУКЦИЯ МАНУФАКТУРЫ Пряжа Нитки Различные ткани льняные
15 АССОРТИМЕНТ ЛЬНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ Сегодня Костромской лён это каждый третий метр льняной ткани в России. Каждый шестой метр льняной ткани в странах Евросоюза. 450 миллионов рублей вложенных инвестиций.
16 ТКАНИ ДОМАШНЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ XIX – XX ВЕКА НАБОЙКА холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок ПЕСТРЯДЬ льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. РЯДНО редкая холщовая ткань домашнего изготовления СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) толстое неокрашенное сукно домашней выработки ХОЛСТ льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. ХРЯЩ толстый, грубый холст домашнего изготовления
17 НАБОЙКА – ХОЛЩЕВАЯ ТКАНЬ Узорная крашеная холщовая ткань. В старину узор выполнялся масляной краской по холсту с помощью специальных досок с вырезанным на них рисунком. Распространенным орнаментом набоек для женской одежды были ромбы, кольца, цветы, побеги.
18 ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ И ОДЕЖДА ИЗ НИХ Элементы русского народного костюма Рубаха Сарафан Пояс Головной убор Обувь
21 Сарафан надевался поверх рубахи. Слово сарафан переводится «одетый с головы до пят», считается иранского происхождения. Сарафан «Гухой» сарафан с целым, неразрезанным полотнищем впереди, широкими плечами, небольшим вырезом для головы и рук. Косоклинный тип сарафана, распашной с двумя передними полотнищами с пуговицами впереди. «Круглый» прямой сарафан, очень широкий из 5 – 7 полос ткани.
23 Головной убор нес на себе задачу оберегового характера от разного рода зла. Головной убор Головной убор служил ярким определителем отличия девушки от женщины. Девушки не закрывали так тщательно волосы головным убором, как это делала замужняя женщина. Основным видом девичьего головного убора была лента. Ленты шились из ткани, использовалась парча, шелк, бархат. Виды головных уборов: кичкообразные, кокошники, повойники. Кичкообразные – мягкие шапочки носили пожилые женщины, повойники – неглубокий мягкий убор. Виды кокошников: островерхие и в форме полумесяца с «рогами».
24 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Север России Начало XIX века Шапочка «повойник» Север России
25 Пояса плели, вязали и ткали из цветной шерстяной, бумажной, шелковой нити, длиной 100 – 300 см, шириной от полутора до семи см, с геометрическими узорами – ромбами, елочками, зигзагами. Пояса На концах делались кисти или грушевидные твердые привески, обвязанные нитками. Крестьяне подпоясывали рубахи, сарафаны, юбки. Раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его. С поясом связывался ряд обрядов. В Костромской губернии для подпоясывания сарафанов употреблялись пояски – «тесемочки», тканные на «картах».
26 РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
27 КОМПЛЕКСЫ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА Поневный Сарафановый
28 ЖЕНСКИЙ ЮЖНОРУССКИЙ КОСТЮМ Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль
29 ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС ОДЕЖДЫ ДО XVIII века Рубаха Понева (юбка) Передник Пояс Головной убор
30 РЯЗАНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» разновидность этой одежды. Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.
32 ОРЛОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Костюм включает рубаху, поневу, передник, нашейные украшения, пояс, обувь и головной убор, необычный по форме, цветовому и фактурному исполнению. Орловский свадебный костюм с поневой и красным передником. Неповторимое своеобразие костюму придают необычный головной убор, декоративное решение и способ ношения рубахи, а также распределение цветовых пятен в композиции костюма и способ ношения передника
33 ТАМБОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху- длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка- андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Головной убор рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.
34 ТАМБОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ СВАДЕБНЫЙ В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток.
35 КАЛУЖСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. ЮГ РОССИИ Перемышльский сарафанный комплекс состоит из рубахи, косоклинного сарафана из темно-синей ткани, головного убора и обуви. Девичий костюм в таком решении получил широкое развитие в южных регионах славянской России Костюм предельно лаконичен по форме и композиции, является в калужском районе примером заимствования образца северорусского народного костюма
36 КУРСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. ЮГ РОССИИ Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом является темный цвет сарафана, придающий целостность и графическую выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и головной повязки.
37 СЕВЕР РОССИИ. XVIII – XIX век Север России: Архангельск Смоленск Нижний Новгород Москва Тверь Вологда Ярославль Кострома
38 САРАФАНОВЫЙ КОМПЛЕКС ОДЕЖДЫ с XVIII века
39 КОМПЛЕКС С САРАФАНОМ, С САРАФАНОМ ПЕРЕДНИКОМ XX. Север России
40 СМОЛЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с сугубо смоленской желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана в желто-красную клетку, передника, головного убора обруча, обуви лыковых лаптей с округлым носком.
41 АРХАНГЕЛЬСКИЙ КОСТЮМ Костюм построен на благородном сочетании цветов и фактур тканей домашнего производства. Рубаха из белого холста с отделкой кружевами по низу рукавов. Сарафан в красно-черно-белую клетку. Передник из пестряди. Внизу тканый орнамент по красному льняному фону черные узкие полоски. Орнаментально-цветовым аккордом является головной убор. Девичья повязка из шелка алого цвета расшита серебряной нитью.
42 ВОЛОГОДСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Вологодский народный костюм включает рубаху «рукава», сарафан, головной убор. Рубаха из белой кисеи старинный праздничный наряд женщин и девушек. Рубаха по горловине и рукав по низу присборены. Спереди рубахи, на груди разрез. Рукав по длине укороченный. Сарафан шелковый, из орнаментированного штофа. Вдоль застежки проходят полоски желтой парчи, застежка выполнена на воздушные петли и металлические пуговицы. Сарафан изготовлен на подкладке из ситца и холста Головной убор «борушка», один из типов кокошника
43 НИЖЕГОРОДСКИЙ КОСТЮМ Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмами регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, «холодник», обувь Костюм включает кофту, поневу, чулки, обувь, передник, головной убор, к нему часто добавлялись нашейные украшения.
44 МОСКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Костюм включает в себя рубаху, сарафан, передник, головной убор, обувь. Форма костюма с присущей северорусскому народному костюму особенностью строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов. Рубаха красная, с длинными рукавами и с прямыми поликами, декорирована узорным ткачеством. Сарафан распашной, с застежкой на пуговицы, цветные полоски украшают низ сарафана. Узкой полоской проходит декор по краю бретелей сарафана. Верхний край полотнищ сарафана и передника и способ крепления передника на фигуре как бы формирует лиф костюма. Головной убор кокошник. Он выигрышно подчеркивает овал и черты лица. Обувь лапти.
45 ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА ТОГО ВРЕМЕНИ Дети из простонародья – крестьянские, одеты как взрослые Ребенок не выделяется среди взрослых – ни костюмом, ни работой, ни игрой