Самый древний рецепт месопотамия

Как сегодня приготовить блюда 1000-летней давности, которые ели жители Древней Месопотамии, Египта или Рима

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

236912394

Ученым долго не удавалось расшифровать глиняные таблички из Месопотамии. Считалось, что это аптекарские записи, однако позднее исследователи поняли, что перед ними древнейшая поваренная книга. По ней готовили почти четыре тысячи лет назад. Билл Сазерленд, профессор Кембриджского университета, сидя на карантине, решил адаптировать эти рецепты для наших дней и приготовил четыре блюда месопотамской кухни. Поделившись со своими подписчиками в твиттере результатами этого исторически-кулинарного эксперимента, профессор написал:
«Я решил приготовить вавилонскую еду из рецептурной таблички. Она создана в 1750 году до нашей эры, и это самые старые из существующих рецептов. Кажется, со мной все в порядке. Это лучшая месопотамская еда, которую я ел.»

236915506

Рагу из баранины включало в себя кроме мяса и жира сушеные ячменные лепешки. Часть из них крошилась для соуса, а часть потом добавлялась в тарелку. Кроме того, в рецепт входили репчатый лук, лук-шалот, растолченный чеснок и молоко. Билл назвал это блюдо «простым и вкусным». Надо сказать, что ячмень в древних обществах был очень распространен. Его окультурили около десяти тысяч лет назад, а дикий ячмень начали употреблять в еду в Палестине не позднее, чем 17 тыс. лет назад. Одним из древнейших напитков времен неолита было ячменное пиво, а в Древнем Риме гладиаторов называли «питающиеся ячменем» из-за того, что этот злак способствует быстрому набору мышечной массы. Мы сегодня ячмень употребляем в пищу в виде двух круп – перловой и ячневой, так что воспроизвести древний рецепт вслед за профессором истории сможет любая хозяйка. Время готовки и посуда в глиняных скрижалях не указывались, так что здесь придется опираться на свой кулинарный опыт и чутье.

236913548

Второй вариант рагу из бараньих ног по виду больше напоминает борщ, так как готовится с добавлением свеклы. Кроме того, в рецепте присутствуют пиво, руккола, кинза, тмин, лук и чеснок. Сверху уже потушенные ингредиенты посыпаются кориандром и свежей кинзой. Вообще, как выяснили ученые, именно рагу – тушеные овощи, злаки и мясо в различных комбинациях составляли важную часть древней кухни. На вавилонских табличках, например, приводятся 25 рецептов подобных кулинарных вариаций. Цивилизация, освоившая в полной мере земледелие, могла предложить огромный набор овощей для творческой фантазии древних поваров. Исследователи пришли к выводу, что большая часть рецептов рагу национальных кухонь Ирака, Сирии, Ирана и Турции являются преемниками блюд с древних табличек.

236910310

Еще одним блюдом, приготовленным профессором Сазерлендом стала «размазня из лука-порея и зеленого лука, запеченная с закваской». Это блюдо готовится без мяса, что также очень характерно для доисторической кухни. Ученые считают, что есть каждый день мясо могли позволить себе только очень богатые люди. Скот в древнем Междуречье разводили, прежде всего, для других целей: быков держали для пахоты, овец – для шерсти, а коз – для молока. В еду шло чаще всего мясо птицы или охотничья добыча. Речная рыба, которой, вероятно, водилось тогда в достатке, была в основном пищей бедняков. Согласно описанию из глиняной таблички, своеобразная запеканка готовится из воды, жира, кинзы, соли, лука-порея, чеснока и сухой закваски, которую необходимо просеять и распределить по дну емкости для запекания.

236913554

Последним блюдом, с которым экспериментировал профессор, стал суп «Зуканда». Как он сам признался, в этом рецепте он схитрил и заменил один ингредиент – вместо овечьей крови использовал томатную пасту. Нельзя сказать, что это полноценная замена, так как остальные составные части: жир, укроп, кинза, лук-порей, чеснок и немного кислого молока явно должны были служить лишь дополнением к основному вкусовому и питательному компоненту. Надо сказать, что кровяные супы были очень распространены в древности. Сегодня рецепты блюд из крови (немецкий Шварцзауэр, польская Чернина, португальский Картофель с кровью и кровяные колбасы) тоже можно встретить, хотя они порой и удивляют, но в старые времена этот ценный и питательный продукт никогда не выкидывался.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Самый древний кулинарный рецепт в мире

steak 1076665 1280 e1490210912176

Искусство готовить пищу – одно из древнейших. Первобытный человек потреблял лишь самые простые блюда вроде жареного на открытом огне мяса. В качестве приправы использовали обычную золу, которая оставалась после сожжения намоченных в соленой воде растений. Но с развитием культуры блюда становились все сложнее и сложнее, а появление письменности дало толчок к возникновению первых в истории кулинарных книг.

Самые древние на данный момент кулинарные рецепты были обнаружены во время раскопок в Месопотамии на месте величайшего города древности – Вавилона. Основанный в 3 тысячелетии до н.э., Вавилон по праву считается первым мегаполисом в истории человечества и важнейшим культурным и торговым центром Древнего мира вплоть до начала нашей эры. Конечно же, слава и богатство города привлекали сюда знатных людей, которые держали при себе личных поваров. Неудивительно, что рецепты особо удачных блюд записывались, дабы была возможность повторить их в будущем.

Три обнаруженные глиняные таблички, содержат рецепты 35-ти аккадских блюд (Аккадия – древняя область на территории современного Ирака) и относятся к 1700 году до н.э. Они были написаны во времена так называемого Старовавилонского периода, когда городом правил могущественный царь Хаммурапи.

c12d78f6fc410142e42d507f84471406 Вавилонская глиняная табличка с кулинарными рецептами

Судя по сухому и сжатому языку, которым написаны рецепты, таблички предназначались для профессиональных поваров, которым не нужно было объяснять основы приготовления блюд. Так что же готовили повара почти 4 тысячи лет назад?

Большинство описываемых в табличках блюд – это похлебки и бульоны, которые удобно готовить на открытом огне. Ключевой ингредиент – конечно же, мясо, которое подается к столу вместе с различными приправами. Особой популярностью пользовалось мясо домашней птицы, которых вавилонские фермеры разводили на плодородных землях между Тигром и Евфратом. Встречается и несколько блюд, которые, должно быть, были очень дорогими: в их состав входило мясо газели и турачи – птицы из семейства фазановых. Овощи обычно посыпались мятой или укропом. Почти во всех блюдах в основе приготовления лежит ароматная смесь из лука и чеснока. Иногда добавлялись кумин, кориандр или петрушку.

food 1954424 640 e1490210787983 Возможно, именно такое блюда подавали вавилонскому вельможе почти 4000 лет назад

Типичное вавилонское блюдо того периода выглядело следующим образом: тушеное несколько часов в бульоне с добавлением лука и чеснока мясо, которое посыпалось свежим укропом и другими приправам, а также овощи с мятой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Жареный суп, которому 4000 лет: английский профессор приготовил 4 блюда по вавилонским рецептам

AnyConv.com mesopotamian food 2

Приятно осознавать, что «батин» жареный суп умели готовить еще 4000 лет назад, в древней Месопотамии. Не меньше радует тот факт, что тушить мясо на пиве человечество умело уже во времена Вавилона. Кембриджский биолог и специалист по консервации пищи профессор Билл Сазерленд попробовал сделать четыре блюда, которыми питались люди древнего Междуречья. И у него неплохо получилось!

Месопотамское меню — все четыре блюда:

Профессор Сазерленд использовал книгу «Древняя Месопотамия говорит: ярчайшие образцы Йельской вавилонской коллекции». Здесь, помимо прочего, есть перевод вавилонской глиняной таблички 1700-х годов до н.э. с рецептами повседневных блюд того времени.

На своей странице в твиттере доктор наук делится рецептами и фотографиями, а также дает краткую оценку каждому из блюд с точки зрения нажористости и вкуса. Получилось крайне любопытно:

Рецепт №1. Рагу из баранины и ячменных сухарей

AnyConv.com mesopotamian food 4

AnyConv.com mesopotamian food 3

Любимая пища Гильгамеша и прочих героев Урука и Вавилона. В праздничные дни появлялась на столах простых смертных. Выглядит как еда из вашей школьной столовой, но сделает вас сильным как Энкиду.

«Возьмите мясо. Вскипятите воду. Добавьте жир. Добавьте мелкозернистую соль, сухари из ячменного хлеба, лук, персидский шалот (стебельчатый лук) и молоко. Перетрите лук-порей и чеснок и добавьте в блюдо».

Рецепт №2. Тух’у. Экзотический гибрид тушенки и борща

AnyConv.com mesopotamian food 5

AnyConv.com mesopotamian food 6

Судя по рецепту, что-то среднее между тушенкой и борщом. Сам профессор Сазерленд утверждает, что у блюда очень насыщенный вкус и потрясающий цвет. Наверняка очень сытная еда. Однако сделать ее не так-то просто, как минимум, потому что вам понадобится пара экзотических ингредиентов.

«Возьмите мясо с говяжьей ножки. Вскипятите воду. Добавьте жир. Подтушите. Добавьте соль, пиво, лук, рукколу, кинзу, персидский шалот, тмин, свеклу, а также перетертые лук-порей и чеснок. Сверху бросьте кориандр, виноградный лук и свежую кинзу».

Рецепт №3. Месопотамская «рассеянная» запеканка (или, если угодно, жареный суп)

AnyConv.com mesopotamian food 7

AnyConv.com mesopotamian food 8

Единственное вегетарианское блюдо из этого списка. В глиняных табличках оно имеет труднопереводимое название — что-то вроде «размотайки» или «рассейки». Очевидно, по методу приготовления: основа для блюда просеивается через сито. Профессор Сазерленд с сожалением отметил, что блюдо простовато — как в плане приготовления, так и на вкус. А еще это, кажется, похоже на жареный суп.

«Мясо не используется. Вскипятите воду, добавьте жир или масло. Добавьте виноградный лук, кинзу, соль по вкусу, лук-порей, чеснок. Разотрите сухую закваску, просейте и покройте ей дно посуды для запекания».

Рецепт №4. Зуканда. Эламская чесночная похлебка с кровью и простоквашей

AnyConv.com mesopotamian food 9

AnyConv.com mesopotamian food 10

Билл Сазерленд признается, что немного «смухлевал», готовя это блюдо. Вместо свежей овечьей крови, которую трудно достать, он использовал перетертые томаты. Тем не менее, по его словам, в итоге получилась «своеобразная, но вкусная, густая и ароматная похлебка».

«Мясо не используется. Вскипятите воду. Добавьте жир. Добавьте укроп, виноградный лук, кинзу, лук-порей и чеснок, смешайте с кровью (свежей, овечьей), подлейте немного простокваши и в конце добавьте еще чеснока».

AnyConv.com mesopotamian food 11

Как видите, древние жители Междуречья питались довольно сытно, но не сказать, чтобы разнообразно. Да и на вкус это все, должно быть, странно. С другой стороны, чем еще заедать шумерское пиво, которое было похоже на ячменную похлебку?

Источник

II. Древняя Месопотамия: первые лекари, первые рецепты

В письменной истории человечества

1. Определения цивилизации.

2. Древний Восток — колыбель мировой цивилизации.

3. Месопотамия в древности: природа, народы, страны, культуры.

4. Шумеро-вавилонские врачи и фармацевты.

5. Ассирийская народная медицина.

Литература

Васильев Л.С. Древнее Двуречье: возникновение первых государств // В его кн.: История Востока. Т. 1. М., 1993.

Веллард Дж. Вавилон. Расцвет и гибель города чудес. М., 2003.

Володихин Д. Дети Барса. СПб., 2004.

Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.

Вулли Л. Забытое царство. М., 1986.

Герни О.Р. Хетты. М., 1987.

Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия. 5 000 лет истории. М., 2004.

Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. М., 1983.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

История Древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. Кн. 1. Ранняя древность. М., 1982.

Когда Анну сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. М., 2000.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1990.

Крамер С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М., 2002.

Лео Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). М., 1980.

Ллойд С. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания). М., 1984.

Литература Шумера и Вавилонии // Поэзия и проза Древнего Востока / Под ред. И. Брагинского. М., 1973.

Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии. М., 1979.

Сетон Ллойд Дж. Археология Месопотамии. М., 1979.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

Определения цивилизации

Термин «цивилизация» ввели в научно-литературный оборот европейские философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости. Этот смысл общего идеала совместной жизни людей присутствует в понятии цивилизации при любом его толковании. Цивилизованным может считаться общество с динамичной экономикой, эффективным управлением, уважением к личности. Отсюда же дословный перевод слова: латинское “civilis” означает гражданский, государственный — в противоположность первобытному, примитивному образу жизни; рассеянному на малые группы поселению людей; анархии в их взаимных отношениях.

Английский культуролог А. Тойнби выдвинул гипотезу, согласно которой первобытное общество переходит к цивилизации только в том случае, если оно не боится ответить на вызов неблагоприятных условий окружающей среды.

Указанный исходный смысл рассматриваемой категории «цивилизация» распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.

Во-первых, цивилизацией называют определённый, переломный этап всемирной истории, а именно тот, который сменяет эпоху первобытности. Его началом служит так называемая “неолитическая революция” III–IV тыс. до н. э. Тогда часть населения Земли впервые перешла от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему. Оно включает в себя такие достижения, как:

· выращивание полезных растений;

· одомашнивание некоторых диких зверей (сначала собак, затем свиней, коз, овец, лошадей и т.д.) и их разведение (животноводство);

· керамическая посуда и гончарный круг для ее серийного изготовления;

· затем — металлические (последовательно: медные, бронзовые, железные) орудия;

· укрупнённые поселения городского типа — административные и культовые центры сельских округ;

· монументальная архитектура церковного и светского предназначения (стены и башни городов, пирамиды-храмы и усыпальницы, дворцы вождей);

· письменность (для накопления и передачи информации в пространстве и во времени);

· в конце концов — появление государства с его аппаратом социального управления.

Все эти эпохальные достижения человечества в отдельных регионах его проживания вывели древнюю медицину и фармацию на качественно новый — самостоятельный уровень развития. Лечить начинают уже не только общинники друг друга, между делом — охотой, либо домашним хозяйством, а в неких специальных пунктах — прообразах больниц и аптек; медицинскую помощь оказывают лица, которых эта практика кормит. Получение устойчивого прибавочного продукта благодаря земледелию и скотоводству, гораздо меньше охоты и рыболовства зависимых от капризов природы и индивидуальных способностей людей, обеспечило общественное разделение труда — специализацию по таким его отраслям, как землепашество, торговля, ремесло. И в том числе, медицина и фармация. Первые по сути профессиональные целители появляются вместе с переходом от первобытности к цивилизации. А вместе с первыми докторами — их металлические инструменты, тексты рецептов, больничные и аптечные помещения внутри городских кварталов, под защитой стен и башен первых городов. В первобытном обществе мы наблюдали лишь отдаленные предпосылки лечебного/аптечного дела, а вместе с первыми цивилизациями начинается его постепенное развитие.

Кроме того, словом “цивилизация” называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода. В качестве самых ярких цивилизаций в таком значении данного понятия обычно выделяют ацтеков (Мезоамерика), майя, инков (Южная Америка), шумеров и вавилонян (Месопотамия), Египет, Индию, Китай, Грецию, Рим в Древнем мире. В Средние века обозначились и в Новое время развились такие цивилизации, как западная (Западная Европа, США, их сателлиты), восточные — арабо-исламская, паназиатская (Китай, Индия, Япония, т.д.); промежуточные — например, православно-российская.

Применительно к последнему толкованию понятия цивилизации вертикализированная шкала мирового прогресса просто неприменима — каждая из локальных цивилизаций представляет собой оптимальный вариант приспособления того или иного общества ко вполне определенным условиям природной среды своего проживания и международной обстановке в момент своего формирования. Так что любая черта образа жизни и менталитета носителей данной цивилизации полезна для их выживания и преуспевания (так, арктическая цивилизация аборигенных народов Севера обеспечила их жизнь в условиях вечной мерзлоты и минимума продовольственных ресурсов; перенос в такие условия образа жизни более богатых культур просто гибелен для обитателей арктических широт).

Самые древние цивилизации, чьи медицинские достижения рассматриваются в настоящем пособии, были слабо связаны друг с другом, каждая из них, образно говоря, «варилась в собственном соку». Поэтому говорить о какой-то преемственности их достижений, в том числе фармацевтических, можно только на сравнительно поздних стадиях истории Древнего мира, когда массовые миграции индоевропейских, а затем арабских и тюрко-монгольских народов охватили по сути весь Старый свет.

Рассматривая медицину/фармацию прошлых эпох, необходимо оценивать их не только «взглядом сверху вниз» — с позиций сегодняшнего уровня врачебной/аптечной помощи в западном мире, но и, так сказать, «изнутри» — тех реальных — природных, политических и социальных условий, которые породили и поддерживали данную культуру; в комплексе таких ее проявлений, как религия, зачатки научных знаний, искусство, весь образ жизни обитателей этого историко-географического региона.

Любопытно проиллюстрировать этот вывод на сугубо фармацевтическом материале — том или ином типе флоры, а конкретнее, растительного сырья психотропного действия. Лекарственные растения, которые обладают стимулирующим эффектом, а также вызывают галлюцинации, у разных народов издревле назывались «священными растениями». Каждая этническая группа использовала преимущественно то или другое из них. А это, по мнению известного специалиста в области наркологии Е.А. Брюна, влияло как на состояние здоровья людей, так и на формирование их культуры.

Выявлена даже своеобразная закономерность традиционного применения психоактивных растений, которая обусловлена их культурной и религиозной ролью в жизни народа. Использование «священных растений» (с географической точки зрения) распределяется следующим образом.

В полярной и приполярной части евроазиатского и американского континентов располагается зона традиционного употребления коренными жителями не растений, а галлюциногенных грибов. Это подтверждается данными истории, археологии, этнографии, фольклористики.

Южнее пролегла зона, куда входят континентальная Европа, Средиземноморье, Дальний Восток (Япония, Корея, Китай) с традиционным употреблением алкоголя, получаемого из разнообразного растительного сырья. После великих географических открытий и активизации миграции европейского населения к зонам потребления алкоголя стали относиться государства Северной и Южной Америки, а также многие страны Африки и Полинезии.

В тропиках использовались «священные растения», чаще всего из группы психостимуляторов и галлюциногенов.

«Алкогольные» популяции, отмечает Е.А. Брюн, ведут оседлый образ жизни, возделывают культуры с высоким содержанием углеводов, веруют в умирающих и возрождающихся богов, среди жертвоприношений которым значительное место занимают слабоалкогольные напитки (пиво и вино). Именно такой тип этноса сыграл решающую роль в прогрессивном развитии человечества. Наглядный пример тому — цивилизация шумеров, которые не только впервые в мире стали производить алкогольные напитки (не менее 5 тыс. лет назад), но и сделали целый ряд других эпохальных открытий (начиная с колеса).

Спорадическое употребление же мака и конопли более характерно для кочевых скотоводческих народов; в их питании преобладают белковые продукты. «Мако-конопляные» этносы — скифы, тюрки с их культом вечного Неба; а также протосемиты, последователи индуизма, которые развивают духовно-медитативные учения и соответствующие им утонченные атрибуты, называемые европейцами «восточной культурой».

Как видно, понятия цивилизации и культуры взаимосвязаны, причем системно. Общие и особенные черты материального и духовного творчества сочетаются на всех этапах развития и во всех регионах расселения человечества. Медицина и фармация составляют один из системообразующих факторов мировой истории цивилизаций.

Источник

Новое в блогах

tmpegWjXl

Шумеры

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.

tmp1weS2N

Сохранились шумерские клинописные таблички, описывающие блюда, приготавливаемые женами своим семьям. В основном продуктами питания служили зерно, орехи, молоко, рыба. Мясные продукты считались праздничным блюдом и употреблялись редко, в основном после жертвоприношений животных богам. Женщины, так же как и в современном мире, уделяли внимание рецептуре приготовления.

Каждый прием пищи был обильным и разнообразным, хотя есть отличие в том, что утром семья принимала больше пищи, чем в течение всего дня. Применяли ложки и вилки, но они были редким предметом в семьях, потому что в основном ели руками.

tmpJsvRZDЭто невероятно древний рецепт для шумерского пива был найден в стихотворении-гимне, посвященном Нинкаси, богине пива. Описание было достаточно подробным, чтобы сегодня смогли воссоздать этот напиток, который на вкус оказался очень похожим на крепкий яблочный сидр.

Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку.

tmpbOUuuh

Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом.

Боги шумерские также пили пиво, знаменитая поэма про бога мудрости Энки рассказывает: он был настолько пьян, что в конечном итоге отдал священный Мех, или законы цивилизации, Инане, богине города Урука. К тому времени, когда Энки проснулся с похмелья и разбушевался, Инана уже была на пути к городу, чтобы научить людей секретам государственного устройства, приготовлению пива, святым обрядам очищения и многому другому. (рис. бог Энки)

tmpTfjjHp

Вот так, все приятности как всегда начались с женщин и алкоголя. )

Древний Вавилон и Ассирия.

Месопотамия по праву считается колыбелью человечества. На смену шумерам пришли древнии амореи, создавшие несколько царств, в том числе и всем известный Вавилон и Ассирию.

tmpYvd7cW

Выращенные злаки, овощи и фрукты были основой рациона большей части древних вавилонян и ассирийцев. Из пшеницы и ячменя готовили пресный хрустящий хлеб, потомок которого до сих пор присутствует на столах многих восточных народов. Сохранились отчёты царской кухни при дворе Амореев, в котором упоминается четыре вида хлеба. Первый — обычные лепёшки из муки крупного помола, второй – «дрожжевой» хлеб, третий и четвёртый — вероятно, больше были похожи на современные кондитерские изделия, так как в их состав входил мёд, финиковый сироп, кунжутное масло, специи.

Из ячменной муки грубого помола могли варить каши или похлёбки с различными добавками. Ещё одной важной культурой был кунжут как источник растительного масла. Из овощей выращивали лук, чеснок, горох, бобы, чечевицу, латук, редис, огурцы.

tmpGVN Y9

Животная пища была представлена хуже и стоила намного дороже. Низшие слои населения белок получали, как правило, из рыбы, которая в изобилии водилась в Тигре, Евфрате и их каналах. Кроме того рыбу разводили в специальных прудах. Более состоятельные граждане могли себе позволить мясо домашней птицы, реже баранину, говядину или козлятину. Свинина считалась нежелательной пищей, но бедняков это не смущало. Также животноводство обеспечило население коровьим и козьим молоком, которое потребляли в чистом или кислом виде либо изготовляли сыр, похожий на брынзу. Правители и жрецы могли «баловаться» дичью – утки, гуси, голуби, куропатки,газели, зайцы, дикие ослы, олени. В кулинарии использовали соль и специи.

На десерт ели инжир, финики, мёд, орехи, яблоки, груши, гранаты, виноград, абрикосы. Из фиников отжимали сок и сгущали его. Получалась густая масса, похожая на сироп – её использовали как сахар в современном мире. Также вавилоняне знали бортничество и употребляли мёд. Если говорить о более сложных блюдах, то можно упомянуть сладкие пироги- пресное тесто с начинкой из измельчённых фиников, орехов и инжира с добавлением мёда и специй.

Самым желанным напитком в Междуречье была чистая прохладная вода, очень немногие могли себе её позволить. В народе пользовалась популярностью сикера – ячменный напиток похожий на крепкий квас или мягкое пиво. Для особых случаев гнали финиковую водку.

tmpaFHWKO

(вавилонская ваза 2100 г. до н.э.)

Для большей глубины кулинарного путешествия стоит сказать пару слов о кухонной утвари и мебели. «Пролетарии» использовали, как правило, незамысловатую керамику – горшки, кувшины, миски. Восседали на низких глиняных возвышенностях за простым деревянным столом, ели преимущественно руками.

Более состоятельные люди покрывали свою керамику глазурью белого, голубого или жёлтого цвета, использовали каменную или металлическую (медную) посуду. В исключительных случаях могли жрецы и цари могли щегольнуть даже небольшими стеклянными сосудами. Для хранения продуктов использовали деревянные ящики и сундуки. Столы, разумеется, тоже были более изящными. Сидели едоки на плетёных из тростника низких стульях. Иногда использовали нечто вроде низкого диваны без спинки, чтобы во время приёма пищи не сидеть, а возлежать.

tmpftmnhX

У жителей Месопотамии в жарком изнуряющем климате обед был достаточно лёгкий, а вот вечером начинался основательный приём пищи. У зажиточных людей это было мясо с гарниром и обязательно со свежими овощами. Визитной карточкой вавилонской кухни также является большое количество всевозможных пряностей: лука, чеснока, оливок, перца черного, красного, ароматических трав и пр.

Для тех, кто хочет себя почувствовать древним вавилонянином, приводим пару рецептов.

Винный кебаб из баранины.

Баранина (окорок) — 200 г;

Лук репчатый — 20 г;

Несколько зубчиков чеснока;

Вино красное — 20 г;

Перец красный острый;

Перец черный горошком;

В кастрюле разогреть бараний жир. Баранину нарезать небольшими кусочками и обжарить на дне кастрюли. Следом добавить нарезанный лук, зубчики чеснока, муку, специи. Когда лук станет золотистым залить содержимое водой и вином согласно рецепту. Тушить до готовности, пока баранина не станет мягким и нежным. К мясу подать гарнир из вареного риса и свежих овощей — огурцов, гороха, редиса, а также маслин и зелени.

Среди десертов ключевое место занимали финики. По популярности они не уступали зерновым культурам. Мы можем увидеть всё многообразие их приготовления: вяленые и сушёные, варёные и фаршированные.

Фаршированные финики:

Для этого блюда нужно отобрать крупные финики. Сбоку их разрезать, чтобы достать косточки. Миндаль измельчить и смешать с медом. Полученной массой щедро наполнить финики.

Отдельно хотелось бы рассказать про ассирийцев.

tmp3da9OZ

( Крылатые быки с человеческой головой из дворца Саргона II (высота 4,2 м). VIII в. до н. э.)

Потомки древних ассирийцев, чье великое и грозное государство пало под натиском вавилонян еще в VII веке до нашей эры, расселились по всему свету и до сих пор смогли сохранить свой язык, культуру и обычаи. В том числе рецепты и названия блюд национальной кухни. Интересно, что современные ассирийцы в основном христиане, принадлежащие к нескольким вероисповеданиям, в том числе и к православию.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, на которых они танцуют традиционные танцы шейхани и кучаре. Популярны среди ассирийцев и традиции, сформировавшиеся уже на территории России в годы после миграции. Например, на Кубане ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца.

Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия.

Праздники ассирийцев прекрасно украшает изысканная традиционная кухня. Технология приготовления ассирийских блюд сложна и в ряде случаев трудоёмка. Так, сложен процесс раскатки многослойного теста (кяда). Разнообразие технологических приёмов ярко проявляется в супах. В ассирийской кухне есть и супы с кисломолочно-яичной основой (гирду, бушала), и раздельно приготовляемые супы (ширва д-бысра), а также множество блюд с молотым мясом, к которому добавляются другие компоненты также в молотом состоянии (кутли). Есть в ассирийской кухне и блюда из натурального мяса (кебаба), а также блюда из целой домашней птицы.

Излюбленными напитками из кисломолочных продуктов у ассирийцев являются мяста, сохатен, даввы. Из большого ассортимента сыров — любимые гупта и джаджик.

При приготовлении кондитерских изделий (мертоха, проха) добавляются корица, кардамон, твоздика, ваниль. Среди ассирийских десертов широко известен сладкий пирог хасыда.

Многие блюда кавказской кухни заимствованы у ассирийцев, так например всем известная долма – это традиционное ассирийское блюдо долма д-тарпы.

tmp6tjNU

(Флаг, используемый ассирийцами, живущими на своей исторической родине и в диаспорах (с 1968 года).

Источник

Как делать своими руками
Adblock
detector